Региональное агентство развития квалификаций – Национальный информационный центр Международной организации труда CIS ILO

В ноябре 2012 года в Женеве прошло 50-ое юбилейное Рабочее Совещание Всемирной сети Национальных информационных центров по охране труда, созванное Международным информационным центром по охране труда при Международной Организации Труда (МИЦ МОТ). Делегация республики во главе с Министром труда, занятости и социальной защиты РТ Шафигуллиным А.Р. была приглашена принять участие в этом международном форуме. На Совещании присутствовали представители 27 Национальных информационных центров охраны труда (США, Англия, Алжир, Болгария, Канада, Польша, Сингапур и др.) и 13 сотрудничающих с МИЦ МОТ центров по охране труда (Австралия, Беларусь, Китай и др.), а также эксперты Европейского Агентства по охране труда и здоровья, ВОЗ, Европейского проекта по разработке квалификации специалистов по охране труда (Милан, Италия), специалисты различных департаментов и бюро МОТ (работодатели, трудящиеся, программа «Безопасный труд» и др.).

Присутствие делегации от республики и выступление Министра труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Шафигуллина А. Р. на данном Совещании вызвало большой интерес у международной аудитории и сотрудников МОТ. Инициатива Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о создании в республике на базе Регионального агентства развития квалификаций Национального информационного центра по охране труда, входящего в Международный информационный центр МОТ была встречена с одобрением.

Не случайно, еще до официального присвоения агентству статуса CIS центра, Международная организация труда предложила агентству участие в международном проекте по исследованию проблемы стресса на рабочих местах. Данная работа была успешно проведена совместно с Казанским государственным медицинским университетом, за что получено благодарственное письмо из Ноттингемского университета (Англия). Так же, в рамках деятельности Национального информационного центра, агентством направлен для распространения среди стран-членов МОТ аналитический материал о состоянии охраны и условий труда в Республике Татарстан.

   

Региональное агентство развития квалификаций в качестве Национального информационного центра Международной организации труда CIS ILO предлагает:

  • Обеспечение организаций материалами Международной организации труда, законодательными и нормативными актами Российской Федерации;
  • Обеспечение организаций материалами по передовому международному опыту в области охраны труда в ведущих странах и отдельных отраслях экономики;
  • Реклама достижений и разработок в области охраны труда на мировом уровне;
  • Проведение семинаров по внедрению международного опыта охраны труда.

Обеспечение деятельности организации с учетом международного опыта охраны труда!

По данным вопросам обращаться по телефонам:
(843) 562-28-64 Павлов Сергей Юрьевич
(843) 562-48-38 Соколова Любовь Ильдусовна
e-mail: rark.kazan@mail.ru

Мировые тенденции в развитии культуры охраны труда

По оценкам Международной организации труда (МОТ) более двух миллионов человек погибает ежегодно от несчастных случаев на производстве или заболеваний, связанных с трудовой деятельностью. По самым скромным оценкам, число несчастных случаев производственного характера достигает 270 миллионов, а профессиональных заболеваний – 160 миллионов.

Положение с охраной труда существенно различается в различных странах, отраслях экономики и социальных группах. Особенно велико число смертельных случаев и заболеваний на производстве в развивающихся странах, где в таких опасных отраслях, как горнодобывающая, строительная отрасль, сельское хозяйство, лесозаготовки и рыболовство занято большое число людей. Во всем мире хуже всего оплачиваются и наименее защищены как правило женщины, работающие дети и мигранты.

Учитывая достижения многих промышленно развитых стран по снижению производственного травматизма, очевидно, что усилия по повышению безопасности рабочих мест приносят плоды. В то же время налицо недостаточность знаний, понимания и наличия информации по данной проблеме. МОТ предпринимает усилия, чтобы заполнить этот пробел, путем информационно-просветительской деятельности, проведения исследований и оказания технического содействия. Организация помогает странам создавать механизмы управления и контроля и информационные службы, уделяя первоочередное внимание наиболее опасным профессиям.

МОТ придает особое значение развитию и внедрению во всем мире культуры охраны труда, ориентированной на профилактику.

МОТ никогда не соглашалась с утверждениями, что травмы и заболевания в связи с трудовой деятельностью неизбежны. Переломить ситуацию помогает профилактика. На протяжении ХХ века в промышленно развитых странах наблюдалось неуклонное снижение масштабов и тяжести последствий производственного травматизма. Это было достигнуто не в последнюю очередь благодаря тому, что условия производства становились все более здоровыми и безопасными. Задача сегодняшнего дня – распространить этот позитивный опыт на весь мир труда.

Накопленный опыт показывает, что развитая культура охраны труда в равной степени выгодна и трудящимся, и работодателям, и правительствам. Целый ряд методов и форм профилактики доказал свою действенность как в деле предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, так и в повышении эффективности работы предприятий. Современные жесткие стандарты в области охраны труда, принятые в некоторых странах, являются результатом реализации долгосрочной политики, направленной на развитие трехстороннего социального диалога, коллективных договоров между профсоюзами и работодателями, а также на создание действенной нормативно-правовой базы в области охраны труда, которая является основой эффективной работы инспекций труда.

История создания и деятельность Международной организации труда

Международная организация труда возникла в 1919 г. вместе с Лигой наций в соответствии с Версальским мирным договором. В создании МОТ воплотилось стремление к социальным переменам после Первой мировой войны и убежденность в том, что любые реформы необходимо проводить на международной основе.

После Второй мировой войны в Филадельфийской декларации МОТ вновь подтвердила свои основные цели и дополнила их. Декларация предвосхищала нарастание в послевоенный период стремления к национальной независимости и закладывала основы крупномасштабного технического сотрудничества с развивающимся миром.

В 1946 году МОТ стала первым специализированным учреждением образованной незадолго до этого Организации Объединенных Наций. В 1969 году, в 50-ю годовщину своего образования, МОТ была удостоена Нобелевской премии мира.

МОТ имеет трехстороннюю структуру, уникальную в системе Организации Объединенных Наций. Представители работодателей и трудящихся - «социальные партнеры» по экономической деятельности - имеют в ней, наряду с представителями правительств, равный голос при определении политики и программ. МОТ содействует подобному трипартизму и внутри государств-участников, содействуя «социальному диалогу» между профсоюзами и работодателями с участием представителей правительств для выработки и - там, где это необходимо - осуществления национальной политики в социальной, экономической и многих других областях.

Ежегодно созывается Международная конференция труда, которая принимает международные трудовые нормы и определяет общую политику МОТ. Каждые два года Конференция принимает двухлетнюю программу деятельности и бюджет МОТ, финансируемый государствами-членами.

Конференция является также международным форумом, на котором обсуждаются глобальные социально-трудовые проблемы. Каждое государство-участник имеет право направить на Конференцию четырех делегатов: двух от правительств и по одному от представителей трудящихся и работодателей. Эти делегаты имеют право выступать и голосовать независимо друг от друга.

Между ежегодными сессиями Конференции деятельностью МОТ руководит Административный совет, который состоит из 28 представителей правительства, 14 представителей трудящихся и 14 представителей работодателей.

Международное бюро труда в Женеве является секретариатом МОТ, ее оперативной штаб- квартирой, исследовательским и издательским центром. Административно-управленческие функции осуществляются децентрализованно - через региональные, субрегиональные и местные представительства в более чем сорока странах.

Административному совету и МБТ в их работе помогают трехсторонние комитеты по основным отраслям экономики. Свой вклад вносят также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, совершенствование методов управления, охрана труда, трудовые отношения, рабочее образование и особые проблемы женщин и трудящейся молодежи.

Периодически проводятся региональные совещания государств-членов МОТ, где рассматриваются вопросы, представляющие особый интерес для данного региона.

Роль Международной организации труда в решении вопросов охраны труда

Международная организация труда ставит свой целью обеспечить всем людям право на свободный, достойный и безопасный труд, в том числе и право на здоровые и безопасные условия труда. МОТ стремится реализовать комплексный подход, позволяющий свести воедино все усилия и действия, направленные на повышение эффективности предпринимаемых социальными партнерами мер по безопасности и охране труда, включая нормотворческую деятельность, своды правил и руководства, международное техническое содействие, анализ статистических данных и распространение информации.

Понятие культуры охраны труда включает в себя все аспекты теории и практики управления, а также принципы участия всех заинтересованных сторон, которые способствуют формированию здоровых и безопасных условий труда. Положения Конвенции МОТ 1981 года о безопасности и здоровье трудящихся (№155) обеспечивают все необходимые предпосылки для формирования культуры охраны труда. 

Если знакомство с основами культуры охраны труда должно начинаться уже в школе, то действенное предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начинается на предприятии. Эта работа требует участия правительств и организаций работодателей и трудящихся. Внедрение современных форм организации труда, обучение работников и предоставление им необходимой информации, а также инспекционный контроль являются важным инструментом формирования культуры охраны труда. Предприятия, располагающие системами управления охраной труда, получают более весомые результаты как в плане безопасности, так и в производственной деятельности. Со своей стороны, государственные инспекции труда должны целенаправленно совершенствовать свою деятельность. На сегодняшний день Конвенция МОТ 1947 года об инспекциях труда (№ 81) ратифицирована почти 130 государствами-участниками, что представляет собой самое большое число ратификаций среди всех международных документов МОТ. 

Руководство МОТ по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001) представляет собой важный инструмент формирования и развития устойчивой культуры охраны труда, а также механизм для дальнейшего улучшения условий труда.

Нормативная база МОТ

На сегодняшний день МОТ приняла более 70 конвенций и рекомендаций, относящихся к различным аспектам охраны труда. Кроме того, МОТ разработала и опубликовала более 30 сводов практических правил по охране труда.

Одна из важнейших и особых функций МОТ - принятие трехсторонней Международной конференцией труда (с участием представителей работодателей, трудящихся и правительств) конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Будучи ратифицированными государствами-членами, конвенции накладывают на государства обязательство проводить их положения в жизнь. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практической деятельности.

Принятые с 1919 года конвенции и рекомендации охватывают практически все вопросы сферы труда, включая некоторые основные права человека (в первую очередь свободу объединения, право на объединение в организации и ведение коллективных переговоров, отмену принудительного и детского труда, устранение дискриминации в сфере занятости), регулирование вопросов труда, трудовые отношения, политику в области занятости, условия труда, социальное обеспечение, охрану труда, занятость женщин и особых категорий трудящихся, таких как мигранты и моряки. Государства - члены МОТ должны представлять все конвенции и рекомендации, принятые Конференцией, полномочным национальным органам, которые решают, какие меры следует принять для их реализации.

Продолжает возрастать число ратификаций этих Конвенций. МОТ выработала процедуру контроля над их реализацией в законодательстве и на практике, наиболее совершенную по сравнению с другими подобными международными процедурами. В ее основе лежит объективная оценка независимыми экспертами того, как выполняются эти обязательства, а также рассмотрение трехсторонними структурами МОТ конкретных дел.

Основные Конвенции МОТ

№29 Конвенция о принудительном труде (1930 г.)

Требует устранения принудительного или обязательного труда во всех его формах. Допускаются определенные исключения, такие как военная служба, надлежащим образом контролируемые исправительные работы, труд при чрезвычайных обстоятельствах, таких как военные действия, пожар, землетрясение.

№87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию (1948 г.)

Устанавливает право всех трудящихся и работодателей на создание организации и вступление в нее по своему выбору без получения предварительного разрешения и устанавливает ряд гарантий свободы их деятельности без вмешательства государственных органов.

№98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, (1949 г.)

Предусматривает защиту от антипрофсоюзной дискриминации, защиту организаций трудящихся и работодателей от взаимного вмешательства, а также меры по содействию коллективным переговорам.

№100 Конвенция о равном вознаграждении (1951 г.)

Содержит требование об установлении равной оплаты мужчин и женщин за труд равной ценности.

№105 Конвенция об упразднении принудительного труда (1957 г.)

Запрещает использование любой формы принудительного или обязательного труда в качестве средства политического принуждения или перевоспитания, наказания за выражение политических или идеологических взглядов, мобилизации трудовых ресурсов, установления трудовой дисциплины, наказания за участие в забастовках или дискриминации.

№111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (1958 г.)

Призывает к проведению национальной политики, направленной на устранение дискриминации при найме, профессиональной подготовке, в отношении условий труда по признаку расы, цвета кожи, пола, веры, политических взглядов, национальному или социальному происхождению, на содействие равенству возможностей и обращения.

№138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (1973 г.)

Имеет целью устранение детского труда; устанавливает, что минимальный возраст для приема на работу не должен быть ниже возраста завершения обязательного образования.

№155 Конвенции о безопасности и здоровье трудящихся (1981 г.)

Положения Конвенции о безопасности и здоровье трудящихся обеспечивают все необходимые предпосылки для формирования культуры охраны труда.

№182 Конвенция о наихудших формах детского труда (1999 г.)

Требует принятия немедленных эффективных мер по запрещению и устранению наихудших форм детского труда, которые включают рабство и практику, сходную с рабством, принудительную или обязательную вербовку детей для использования их в вооруженных конфликтах, для занятия проституцией и производства порнографии, для занятия противоправной деятельностью, а также работу, которая может нанести вред здоровью, безопасности или нравственности детей.

Библиотека и информационные услуги

Большинство информационных услуг МОТ оказывается через информационную сеть, связанную с библиотекой МОТ в Женеве. Сеть помогает партнерам МОТ, персоналу МБТ и партнерским учреждениям эффективно пользоваться информационными ресурсами Организации.

Библиотека предлагает информационно- консультационные услуги и доступ к миллиону единиц хранения - книгам, докладам, журналам, юридическим текстам, статистическим материалам и электронным изданиям на многих языках по всем аспектам мира труда. Библиотека поддерживает LABORDOC - уникальную базу данных со всего мира по социально-трудовым вопросам, доступную через Интернет; она оказывает также информационно- исследовательские услуги, готовит проекты и организует учебные курсы для специалистов по информации в сфере труда. Помимо Библиотеки, информационная сеть МОТ включает специализированные информационные центры в различных странах мира.

Национальные информационные центры CIS ILO

Информационная сеть CIS центров МОТ – это инструмент распространения информации в рамках программы по безопасности и здоровью на рабочих местах и в производственной среде («Безопасный труд»). Цель заключается в обеспечении каждого информацией, которая необходима для предотвращения производственных травм и заболеваний. CIS центр МОТ осуществляет непрерывный мониторинг мировой литературы по охране труда и взаимодействует с издателями и 152 CIS центрами из 109 стран и территорий на национальном и региональном уровнях.

Сеть CIS центров содействует активному обмену информацией среди людей, занимающихся подготовкой и реализацией национальной политики и программ в области охраны труда. Одним из таких центров является Региональное агентство развития квалификаций.